Новости Услуги Профессиональная Психотерапевтическая Лига Образование БиблиотекаО нас Творчество Украинская ассоциация транзакционного анализа Пси-клуб Пси-форум

"7-ступенчатая модель кризисной интервенции Робертса" (И. Белый, перевод и адаптация)

7СМКИР

Является протоколом оказания психологической помощи в ситуации кризиса (Roberts, 1991, 2000)

Случай из практики. Круглосуточно работающая бригада кризисной интервенции (БКИ) (Центр психического здоровья, Нью Джерси) получила звонок от матери 22-летнего студента колледжа, чей отец, прежде работающий на 95-м этаже WTC), был убит 11 сентября 2001 года. Он забаррикадировался в своей комнате. Его мать сказала, что она подслушала разговор по телефону между ее депрессивным сыном Джонатаном и его кузиной. Джонатан сказал своей 19-летней кузине, что она должна срочно прийти к нему, т.к. у него была подаренная ею игровая приставка SI и набор дисков. Мать боялась возможного суцицида сына, т.к. он никогда раньше не отдавал никому своих подарков. Кроме того, 2 последние недели он мало ел, спал 12-15 часов ежедневно, отказался посещать колледж и иногда говорил о том, что, наверное, на небе будет неплохо жить. Также мать услышала в его разговоре с кузиной как он спрашивал – нет ли на небе баскетбольной плащадки, чтобы он и его отец могли вместе снова поиграть? Бригада немедленно задействовала протокол 7СМКИР.

Стадия 1. Оценка летальности (степени угрозы для жизни). В разговоре с матерью была получена некоторая информация о психическом состоянии Джонатана. Она слышала сквозь закрытую дверь, как он говорит тихим, мягким, дрожащим голосом.Мать также сообщила, что после последнего звонка кузине прошло уже 12 часов, тогда же сын положил на крыльцо приставку и диски. Кризисная служба немедленно направила своего служащего по адресу звонившей.

Стадия 2. Установление раппорта (контакта). Понимание и поддержка – вот два основных приема, которыми воспользовался работник БКИ для установления рабочих взаимоотношений с клиентом. Если бы он сразу стал настаивать на том, чтобы Джонатан открыл дверь, это не принесло бы никакой пользы. Нам необходимо начинать там, где «находится клиент». Применяя приемы активного слушания, парафразы (перефразировку) и открытые вопросы, контактер в конечном счете добился того, что клиент согласился пустить его в свою комнату, чтобы они могли лучше «слышать» друг друга.

Стадия 3. Идентификация (установление) проблемы. К счастью, клиент еще ничего не предпринял и не нанес себе вреда, но тем не менее готовился к суициду. У него был не совсем понятный даже ему план отравления медпрепаратами. Своей основной проблемой клиент считал внезапную смерть отца.

Стадия 4. Работа с чувствами. Контактер дал клиенту возможность рассказать своию историю – почему ему было так плохо. В ходе рассказа он продолжал валидизировать и идентифировать эмоции клиента. Затем вместе они стали продумывать более эффективные пути копинга с беспокоящими клиента чувствами.

Стадия 5. Поиск альтернатив. Обсуждались различные пути, в т.ч. обращение к психотерапевту или госпитализация в стационар. В это время клиент позволил матери присоединиться к ним. Мать оказала сыну большую поддержку, ободрила и успокоила. На этой стадии клиент определил, что он стал лучше себя чувствовать, и теперь «не сделает с собой ничего глупого».

Сталия 6. Разработка плана действий. Клиент, его мать и контактер согласились со следующим планом:

  1. Клиент подписывает «контракт собственной безопасности» (напечатанное соглашение о том, что он согласен позвонить в кризисную службу с просьбой о помощи, прежде чем предпримет что-либо, могущее повредить ему или окружающим).
  2. Кризисная служба обеспечивает клиента информацией о практикующих психотерапевтах.
  3. Кризисная служба (КС) контактирует с психотерапевтом и клиенту назначается встреча на следующий день.
  4. Мать закрывает все медикаменты в сейф по рекомендации КС.
  5. Мать и клиент получили кризисные карты с указанием контактных телефонов, чтобы они могли позвонить в случае, если возникнут новые вопросы.

Стадия 7. Последующее наблюдение. КС позвонила клиенту на следующий вечер. Мать сообщила, что сын был в хорошем настроении в тот день и посетил первый раз своего терапевта. Клиент сказал сотруднику КС, что у него «все в порядке», что терапевт «был отличный» и что он планировал пойти с друзьями на боулинг в следующую субботу.

Эффективный кризисный переговорщик должен быть активным, директивным, фокусированным и обнадеживающим. Критически важным является умение контактера динамично отслеживать глубину стадийных изменений в клиенте и как результат – принимать решение о возможности прекращения интервенции.

Парадигма 7СМКИР должна рассматриваться как руководство к действию, а не ригидный процесс. В работе с некоторыми клиентами по необходимости могут быть пропущены какие-то стадии. 7СМКИР применятся для помощи людям в случае острого психологического кризиса, острого ситуационного кризиса и острых стрессовых расстройств.

21 Правило для находящегося в очаге ТС

  1. Предпринимай немедленные действия по обеспечению физической безопасности для себя и других. Если только возможно, постарайся выйти из очага ТС (травматического события), для того чтобы избежать дальнейшего воздействия повреждающих факторов.
  2. Определись с необходимостью в медицинской помощи (например, если у вас затрудненное дыхание, боль в груди или пальпитация – срочно ищите медработников).
  3. Найди безопасное место, где бы была крыша над головой, вода, пища и туалет.
  4. Постарайся понять - каким образом ТС повлияло на тебя (проанализируй свои чувства, мысли, действия, физические и душевные реакции).
  5. Помни, что твои реакции – это нормальный ответ на ненормальное событие. Вы не «сходите с ума». It's OK not to be OK during the event!
  6. Поговори со своим врачом (или другим медработником), расскажи ему о том, что случилось с тобой.
  7. Более тщательно контролируй себя, свои эмоции в присутствии детей, которые строят свое поведение, копируя взрослых.
  8. Постарайся собрать информацию. Более полное знание фактов происходящего поможет тебе более эффективно функционировать.
  9. Если только возможно, постарайся быть среди своих родных и близких. Помни, что ТС, возможно, также повлияло и на них.
  10. Расскажи свою историю. И дай волю своим чувствам, не сдерживай их. Это нормально – казаться не совсем нормальным во время травматического события.
  11. Тебе может захотеться все бросить и остаться одному, что приведет к натянутым взаимоотношениям со значимыми другими. Сопротивляйся этому желанию все прекратить и вернись в свой привычный мир.
  12. ТС может ухудшить твою способность четко думать. Если тебе тяжело сконцентрироваться в разговоре с кем-то, фокусируйся на важных и специфических словах, которые тебе говорят – работай над способностью активно слушать. Старайся уменьшить скорость разговора, и по его окончании повтори все, что только услышал.
  13. Не принимай важных решений пока чувствуешь себя «не в форме». Позволь членам своей семьи, или друзьям, которым ты доверяешь, помогать тебе в принятии необходимых решений.
  14. Если в результате стресса появляются какие-либо физикальные проблемы, - применяй техники контролируемого дыхания, чтобы стабилизировать себя. Глубоко вдохни через нос, задержи дыхание на 5 секунд, и затем медленно выдохни через рот. В течение выдоха мысленно скажи слово «покой», «релакс», «все хорошо» или «я справлюсь с этим». Повтори это упражнение несколько раз.
  15. Пойми, что повторяющиеся мысли и проблемы со сном – это нормальные послестрессовые реакции. Не сражайся со своей бессонницей. Попробуй следующее: не употребляй кофеин за 4 часа до сна, создай в своей спальне наилучшие спокойные условия для засыпания, перед тем как выключить свет, кратко запиши свои мысли на листке бумаги – это «очистит» твой мозг.
  16. Позволяй себе качественно отдохнуть, расслабиться и заняться чем-то спокойным. Читай, слушай музыку, принимай теплый душ и т.д.
  17. Физические упражнения «рассеивают» стрессовую энергию, образовавшуюся вследствие пережитого ТС. Побольше ходи пешком, езди на велосипеде, плавай и т.д.
  18. Заведи дневник. Записывай свои мысли и ощущения, что поможет выявить болезненные точки и в итоге позволит тебе ассимилировать (переработать) твой травматический опыт.
  19. Если тебе покажется, что эти переживания слишком болезненные, - обратись к профессионалу, который предоставит тебе поддержку, помощь и научит справляться с проблемами.
  20. Старайся придерживаться разработанного плана. Травматическое событие разрушит нормальную жизнь. У нас у всех множество привычек. Придерживаясь своих планов, ты восстановишь ощущение контроля над обстоятельствами даже в такое тяжелое время.
  21. Кризис предоставляет новые возможности. Поставь себе достижимую цель. Собери энергию, накопившуюся в результате стресса и направь ее на принятие решения и достижение цели.
GISMETEO.RU: погода в г. Днепропетровск
Рейтинг@Mail.ru
Находится в каталоге Апорт
Rambler's Top100 Психология100
Яндекс цитирования

Центр психического здоровья Г. В. Шостаковича

49000, Украина, г.Днепропетровск, пр. Пушкина, 55, к. 409.

Тел.: +38 (056) 785 26 45. E-mail: gvshost@gmail.com

Сайт создан Веб-студией Александра Костина

Психология100